17 ноября 2023 г. исполняется 10-летие архиерейской хиротонии епископа Силуана

Сегодня, 17 ноября 2023 г., исполняется 10 лет с того дня, когда архимандрит Силуан (Глазкин), игумен Троице-Сергиева Варницкого монастыря в поселке Варницы города Ростова Великого Ярославской области, был рукоположен в епископа Лысковского и Лукояновского.

Вспомним, как это было.Как сказал сам владыка Силуан в своём слове на наречение в епископа:

«Последние 15 лет я трудился по послушанию над восстановлением Троице-Сергиева Варницкого монастыря на родине преподобного Сергия Радонежского в поселке Варницы города Ростова Великого Ярославской области, а также имел второе важное послушание — заботиться о духовно-нравственном воспитании и христианском образовании подрастающего поколения через создание православной гимназии и руководство ее работой.

Под водительством Божиим, молитвенным предстательством преподобного Сергия и его святых родителей Кирилла и Марии нам с братией довелось стать возобновителями монашеской жизни в древней Варницкой обители. В первые годы восстановления монастыря многое казалось чудом: неожиданная помощь добрых людей, поддержка со стороны местных властей, быстрые темпы осуществляемых работ. Господь направлял нас и поддерживал, помогая преодолевать трудности. Мы научились терпению, смирению и покорности промыслу Божию».

15 марта 2012 года Священный Синод (журнал № 7) образовал в Нижегородской области Лысковскую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному архиепископу (ныне — митрополиту) Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.

2 октября 2013 г. на заседании Священного Синода было постановлено:

«Епископом Лысковским и Лукояновским избрать архимандрита Силуана (Глазкина), игумена Троице-Сергиева Варницкого монастыря в поселке Варницы города Ростова Великого. Место наречения и хиротонии архимандрита Силуана (Глазкина) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» (журнал № 106).

1 ноября 2013 г. в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Силуана (Глазкина) во епископа Лысковского и Лукояновского. Вместе с нашим архипастырем тогда были наречены: архимандрит Митрофан (Баданин) во епископа Североморского и Умбского (ныне митрополит Мурманский и Мончегорский) и архимандрит Алексий (Муляр) во епископа Саянского и Нижнеудинского.

Тогда архимандрит Силуан произнёс слово на наречение в епископа, в котором кратко рассказал о своей жизни:

«Избранием Вашего Святейшества и решением Священного Синода призываюсь я к высокому и ответственному служению Церкви Христовой — служению в сане епископа. Таинственность и важность сегодняшнего события заставляют меня оглянуться назад и вспомнить прошлое.

Крещен я был во младенческом возрасте. Детство мое и юность прошли в Сергиевом Посаде. Я полюбил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, ее величественные храмы и благолепно совершаемые в ней богослужения. Попечение о моем духовном возрастании проявил духовник Лавры — архимандрит Кирилл (Павлов). Ему за это особая благодарность. Он мне дал рекомендацию на поступление в Московскую духовную семинарию, а затем благословил учиться в духовной академии. После получения духовного образования я стал насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры и получил много пользы от жизни в монашеском братстве.

Особое и глубокое впечатление осталось в моей душе от общения с мудрым наместником Лавры — архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, который, совершая надо мной монашеский постриг, дал мне имя Силуан в честь одного из 70-ти апостолов. Его архипастырское служение является для меня примером».

Осознавая величие возложенного на него служения, наш будущий архипастырь произнёс:

«Ваше Святейшество! Позвольте выразить Вам глубокую благодарность за то, что оказали мне великую честь избрания во епископа Церкви Христовой. Я постараюсь оправдать Ваше доверие. Через Ваш выбор и решение Священного Синода Господь проявил Свою святую волю о моем дальнейшем служении. Со смирением и благоговением преклоняюсь перед Его Божественным промышлением. Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю.

Прошу всех помолиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы и мудрость совершать епископское служение со всяким старанием во славу имени Его святого, на пользу Церкви и Отечеству нашему, чтобы стать мне, по словам апостола Павла, «делателем неукоризненным на ниве Христовой, преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15), и свидетельствовать всем о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)».

17 ноября 2013 г. за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя в городе Калининграде сонм архиереев во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположил архимандрита Силуана в епископа Лысковского и Лукояновского.

По 1-му правилу святых апостолов, которое гласит: «Епископа да рукополагают два или три епископа», свои руки вместе с патриархом Кириллом на голову ставленника возложили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; епископ Балтийский Серафим; епископ Солнечногорский Сергий; епископ Городецкий и Ветлужский Августин; епископ Выксунский и Павловский Варнава.

Новорукоположенный архиерей вместе с собратьями по служению совершил Божественную литургию, после которой Первосвятитель Русской Церкви обратился к нему со словом перед вручением архипастырского жезла:

«Преосвященный епископ Силуан!

Волей неисповедимого в путях Своих Господа ты призван в сей день к высшему служению в Винограднике Божием. Через возложение на твою главу Евангелия и рук архиерейских ты освящен благодатью Духа Утешителя, ниспославшего тебе в хиротонии дар епископства, который отныне надлежит неустанно возгревать в себе (см. 2 Тим. 1:6).

Дар, что ты получил сегодня, — дар трудный и ответственный. Трудный — потому что на этом пути тебе предстоит встретиться с различными скорбями, искушениями и духовными опасностями. Ответственный — потому что в день Страшного Суда Христова ты дашь отчет о своем архиерействе пред строгим и нелицеприятным Мздовоздаятелем, взыскующим овец Своих от руки пастырей (Иез. 34:10).

Епископское служение по праву называется Церковью апостольским. Оно является историческим продолжением того великого и славного служения духа (2 Кор. 3:8), которое несли первые ученики Спасителя, посланные в мир. «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1), — говорит апостол Павел. Именно дела желает, а не силы, власти и почета, забот, а не покоя и довольства.

Кто-то, вероятно, может возразить, что время апостолов прошло, вера оскудела и нет уже тех, чьи дарования и способности сравнились бы с апостольскими: чудес никто не совершает, разными языками не говорит, не пророчествует, недужных не исцеляет.

Люди ищут знамений, которые бы поражали их воображение. Но забывают, что главное чудо — это жизнь во Христе, потому что преображающим действием благодати Божией она меняет не только самого человека, следующего путем евангельских заповедей, но и тех, кто его окружает. «Итак, подражай жизни апостолов — и ты будешь иметь нисколько не менее апостолов, — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, — ибо не знамения сделали их апостолами, но чистая жизнь» (Беседа 6 «Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний апостольских»).

Посему, поставленный на высокую свещницу епископского служения, свети людям светом евангельского учения, благовествуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением (Деян. 28:31). Проповедуй неустанно, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай с долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), ибо на это ты призван дивным промыслом Вседержителя.

Свети народу светом любви Христовой, являя добрый пример кротости и смирения, незлобия и сострадания. Помни о том, что путь апостольства сопряжен с безусловным самоотречением, жертвенностью и умалением себя: именно по этим качествам познается присутствие Божественной любви в человеке. С сего дня да не будет у тебя ничего личного — все свои силы, время и таланты отдавай ради блага Церкви, ради спасения людей, над которыми ты поставлен волей Небесного Владыки.

Свети людям светом добрых дел, дабы, видя их, они прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5:16). «Какое умиление душам от голоса учителя, если он не помогает им делом?» — справедливо вопрошает святитель Димитрий Ростовский (Поучение на память иже во святых отца нашего Гурия, архиепископа Казанского, месяца октября в 4-й день). Пусть твое милосердие и деятельная помощь всем, кто бы ни обратился к тебе за поддержкой, советом и утешением, станут для окружающих той путеводной звездой, которая приведет их к Начальнику жизни Христу.

Итак, заключает Ростовский святитель, «нехорошо архиерею не иметь в устах своих слова; называться учителем и не учить; носить на мантии “источники”, а из уст не источать источников учения; именоваться пастырем, а не предлагать пастбища овцам своим, носить на себе чин апостольский, а не благовествовать по-апостольски» (Там же).

Господь даровал тебе апостольскую власть вязать и решить (Мф. 18:18), но ты не стремись нарочито показывать ее пасомым и клиру — будь среди них «как служащий» (Лк. 22:27). Помни о том, что для народа Божьего ты в первую очередь внимательный и заботливый отец, готовый «издерживать своё и истощать себя» (2 Кор. 12:15) за души, врученные твоему попечению. Церковь созидается на взаимной любви пастыря и его духовных чад, и без сыновнего доверия людей труд епископа не будет иметь плодов.

Среди многочисленных архипастырских попечений, связанных с устроением епархиальной жизни в определенном тебе церковном уделе, с развитием социального служения, просветительской деятельности и молодёжной работы, миссионерства всегда памятуй о том, что в центре епископского служения особое делание — принесение Бескровной Жертвы Благодарения. Призывай свою паству чаще собираться для участия в Святой Трапезе и славословии Бога, являя единомыслие веры и христианское братолюбие.

Изволением Великого Архиерея Христа ты будешь нести апостольское служение в новообразованной Лысковской и Лукояновской епархии — в регионе, лично близком моему сердцу. Продолжая труды Преосвященного владыки Георгия, сохраняй с ним «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), не стесняясь прибегать по необходимости к его советам.

Все это я сказал тебе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего делания, но чтобы в словах сих, сказанных мною в особый для тебя день от личного моего архипастырского опыта, но наипаче — от многовекового опыта жизни всей Церкви, ты нашел духовную опору и утешение.

Итак, прими в руки жезл сей — зримый символ твоей епископской власти. Впереди тебя ожидает непростой и тернистый путь. Но ты, уповая на милость и помощь Божию, твердо ступай по этой стезе, дабы на закате дней с чистой совестью и мирным сердцем сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8). Аминь».

После этого епископ Силуан отправился к месту своего служения. Здесь за 10 лет архиерейства он рукоположил 34 диаконов, из которых 30 посвятил в пресвитерский сан; совершил закладку 6 храмов и освятил 42 храма и 4 часовни.

Желаем нашему дорогому владыке Силуану всемерной помощи Божией в трудах на благо Церкви Христовой, чтобы, укрепляемый благодатью Всесвятого Духа, он исполнил со всяким тщанием и усердием возложенное на него служение и, представ перед Пастыреначальником Господом Иисусом Христом, мог за апостолом Павлом повторить с дерзновением слова: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Ис пола эти, дэспота!

Текст пресс-службы Лысковской епархии

Фото с сайта Московской Патриархии

 

 

 


« »