История

 

1-icon

Время появления христиан на территории Лысковской и Лукояновской епархии современной исторической науке не известно. Однако можно обоснованно считать, что основание города Нижнего Новгорода святым благоверным Великим князем Владимирским Георгием Всеволодовичем в 1221 году положило начало заселению этих земель православными русскими переселенцами и, соответственно, христианизации местного населения. Основанию Нижнего Новгорода предшествовала победа Великого Владимирского князя Георгия Всеволодовича в войне с Волжской Булгарией. Результатом этой победы стал отказ со стороны Волжской Булгарии от притязаний на земли междуречья Оки и Волги на длительный срок, что позволило укрепиться здесь христианству и инфраструктуре русского государства. Это, в свою очередь, обусловило то, что «низовские» земли остались за Владимирским княжеством даже после опустошительного набега Батыя в 1236-1238 годах и гибели самого князя Георгия Всеволодовича.

Длительное время контроль над территориями современной Лысковской епархии оспаривался между Русским государством и Казанским ханством и его союзниками. С основания Нижнего Новгорода в 1221 году до конца 17 века по территориям Лысковской епархии проходила граница Русского государства. На территории Лысковской епархии произошёл ряд битв, о которых есть упоминания в летописях: битвы на реке Пьяне в 1367 и 1377 годах, в 1411 году у села Лысково. В битве на реке Пьяне в 1377 году предположительно принимал участие преподобный Андрей Радонежский Ослябя, который на тот момент был профессиональным военным и командовал “московской тысячей”.

Территории Лысковского, Воротынского, Больше Мурашкинского, Княгининского, Вадского, Перевозского, Спасского районов современной Лысковской и Лукояновской епархии вошли в состав Московского государства в 1552 году когда русский царь Иван IV захватил Казань и присоединил земли казанского ханства к Русскому царству.

Однако, ещё до конца 17 века территории Сергачского, Краснооктябрьского, Пильнинского, Шатковского, Гагинского, Больше Болдинского, Починковского и Сеченовских районов Нижегородской области остаются приграничными, на которых располагаются пограничные укрепления: засеки, крепости, засечные ворота.

Входящие в состав Русского царства земли активно заселяются русскими переселенцами, которые успешно уживаются с уже имеющимся здесь малочисленным марийским, мордовским и татарским населением.

Следует отметить, что эти земли также централизованно заселяются не только русскими, но и представителями других народов современной России. Так с 1570-80 годов на территориях, ныне входящих в состав Лысковской епархии, появляется около 60 поселений исповедующих ислам “служилых татар”, занимающихся охраной границ государства Российского от набегов кочевников. Около половины из этих населенных пунктов сохранилось до наших дней.

Территория Лысковской и Лукояновской епархии поочередно входила в Суздальскую епархию (1-я четв. XIII — кон. XIV в.: Владимирскую, Суздальскую и Нижегородскую (с 1274 г.) , Суздальскую, Нижегородскую и Городецкую (с 1374 г.)); митрополичью область (кон. XIV в.— 1589); в патриаршую область (1589–1672 гг.); с 1672 года в Нижегородскую (в 1932–1990 гг.  именовалась Горьковской) епархию.

Земли современных Сеченовского и большей части Пильнинского районов относились к Казанской (1555–1832 гг.) и Симбирской (1832 — 20-е гг. XX в.) епархиям.

В мае 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район)  в обычной крестьянской семье родился Никита Минин, который в 1652 году стал шестым патриархом Московским и всея Руси Никоном. До двенадцати лет Никита Минин проживал в Вельдеманове и соседнем селе Колычево, где в семье приходского священника изучал грамоту и Священное писание. В 12 лет Никита Минин поступил послушником в Макариев Желтоводский монастырь, при котором находился приблизительно до своего двадцатилетия. После чего по настоянию своих родственников женился  и рукоположился в священники. Своё служение отец Никита проходил предположительно в селе Колычево, либо в селе Лысково или Кириково (ныне Лысковский район). В 1636 году в возрасте 31 года священник Никита Минин  переведен в Москву. На Нижегородчину он более не возвращался. (Дополнительная информация)

В 1620 – 1630-е гг. именно из нижегородских «лысковских» пределов вышли люди, которые стали видными членами так называемого «Кружка благочестия». Помимо патриарха Никона это духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, Казанский митрополит Корнилий и будущий лидер старообрядческого раскола протопоп Аввакум.

В 1645 году по повелению царя Алексия Михаиловича Романова из села Палицы (в настоящее время село Палец Перевозского района Нижегородской области) была перенесена в Москву чудотворная икона Божией Матери “Одигитрия. Страстная”.  Позднее, в 1654 году в Москве был основан монастырь в честь этой иконы и назван Страстным. По преданию  Страстную икону Божией Матери написал в Нижнем Новгороде иконописец Григорий. Перед иконой молилась жительница села Палицы Екатерина и получила исцеление от душевного недуга. Молиться именно этому образу болящей женщине велела сама Богородица, явившаяся ей несколько раз  в селе Палицы. В результате гонений на церковь при советской власти храм села Палец был закрыт в 1934 году. С тех пор место нахождения чудотворной иконы Божией Матери “Одигитрия. Страстная” доподлинно не известно. В настоящее время храм села Палицы восстанавливается усилиями жителей.

9 мая 1664 г. в роще вблизи ныне не существующей деревни Нагаево (Шатковский район) на кленовом дереве была явлена Смоленская икона Пресвятой Богородицы, от которой впоследствии совершилось много чудес.  По распоряжению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосафа было проведено расследование этого случая. Результатом которого стало распоряжение патриарха Иосафа построить на месте обретения святыни храм. Однако в следствии скорой смерти ответственного за постройку храма монаха Силы этому не суждено было сбыться. Для чудотворной иконы в деревне Нагаево была построена каменная часовня, в которой она пребывала до революции 1917 года. Ежегодно в день памяти Смоленской иконы Божией матери из села Большие Печерки в нагаевскую часовню совершался крестный ход к святыне.  Во времена богоборчества местные жители спрятали образ, зарыв его в землю, а часовня была разрушена. Подлинная последующая история Смоленско-Нагаевской чудотворной иконы Божией Матери остается малоизвестной.

В разное время на территории Лысковской и Лукояновской епархии существовали монастыри:

Макариев Желтоводский Троицкий (женский, в поселке Макарьево Лысковского р-на; основан около 1434 г. как мужской, в 1439 г. разорен татарами и запустел, возобновлен в 1-й трети XVII в., упразднен в 1868 г., возобновлен как женская обитель в 1882 г., со следующего года монастырь, закрыт в 1927 г., вновь возобновлен в 1991 г.); С информацией о современном состоянии обители можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Троицкий Сакминский (мужской, близ погоста Сакма (ныне у села Юрьева Гагинского р-на), на правом берегу реки Пьяны; по преданию, основан Иоанном IV Васильевичем во время его похода на Казань; после 1645 г.  не упоминается); Дополнительная информация

Никольский Сакминский (женский, в погосте Сакма, на левом берегу реки Пьяны; основан одновременно с предыдущим, после 1740 г.  не упоминается);

Никольский в селе Пилекшево (ныне Перевозский район) упоминается в 1735 году; Дополнительная информация

Исадская Спасская Архидиаконская пустынь (мужская, в селе Исады современного Лысковского района; упом. в 1577 г., в 1686 г.  приписана к Макариеву Желтоводскому монастырю);

Рождество-Богородицкий (мужской, в современном селе Курмыш Пильнинского района; впервые упоминается в 1584 г., в 1657 г. приписан к Патриаршему дому, в 1680 г. — к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня мужскому монастырю, в 1764 г. упразднен);

Архангельский Княгининский (женский, в современном городе Княгинино; основан во 2-й пол. XVI в., упразднен в 1764 г.);

Троицкий (женский, в современном селе Курмыш; основан не позднее XVI в., упразднен в 1764 г.);

Казанский Богородицкий (мужской, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., в 1724 г. упразднен, в 1728 г. возобновлен, в 1764 г. вновь упразднен);

Богородице-Рождественский (женский, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764 г.);

Спасо-Преображенский Мурашкинский (мужской, в современном поселке Большое Мурашкино; основан не позднее 20-х гг. в XVII в., упразднен в 1764 г.),

Маровской Крестовоздвиженский (женский, в поселке Красные Мары Спасского р-на; основан в 1632 г. как мужская пустынь, в 1721 г. приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской пустыни, упразднен в 1764 г., возобновлен в 1901 г. как женская община, закрыт в 1927 г., в 2009 г. началось восстановление при помощи Нижегородского Воздвижения Креста Господня женского монастыря, в 2015 г. приход на территории бывшего монастыря получил статус архиерейского подворья); С информацией о современном состоянии обители можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Троицкий Мурашкинский (женский, в современном поселке Большое Мурашкино, основан в 30-х гг. XVII в., упразднен в 1764 г.);

Преображенская пустынь (мужская, у оврага Старцев Угол близ современной деревни Булдаково Сеченовского р-на, на границе с Мордовией; основана в середине XVII в., упразднена в 1764 г.);

Зеленогорский Спасский (в современном селе Зелёные Горы Вадского р-на; основан в середине XVII в. как мужской, упразднен в 1764 г., возобновлен в 1-й четв. XIX в. как женская община, официально утвержденная в 1842 г. и преобразованная в монастырьрь в 1893 г., закрыт в 1929 г.);

Троицкий Васильегорский Хмелевский (мужской, в слободе Хмелевка (близ современного поселка Васильсурск Воротынского р-на); основан в XVII в., упразднен в 1764 г.);

Троицкий Княгининский (мужской, в Княгинине; основан не позднее 80-х гг. XVII в., упразднен в 1764 г.);

Дерновская Спасская пустынь (мужская, близ села Бармино Лысковского района; основана не позднее XVII в., когда была приписана к нижегородскому в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю, упразднена в 1764 г.);

Серафимо-Понетаевский (женский, в селе Понетаевка современного Шатковского р-на; основан как община в 1864 г., монастырьрь с 1869 г., закрыт в 1925 г., в наст. время в одном из корпусов расположен скит Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря);

Ягодинский Введенский (женский, близ села Ягодное современного Перевозского р-на; основан как община в 1864 г., монастырь с 1882 г., закрыт в 20-х гг. XX в.); Монастырь имел подворья в Нижнем Новгороде и Санкт Петербурге

Медянский Покровский (женский, близ села Медяна современного Пильнинского р-на; основан как община в 1877 г., монастырь с 1897 г., закрыт в 1921 г.); монастырь образован на месте Николаевской Медянской мужской пустыни;

Николаевская Медянская пустынь (мужская, близ села Медяна современного Пильнинского р-на; основана во второй половине XVII в., неоднократно закрывалась и вновь открывалась. В 1688 г. по челобитной патриарха Иоакима пустынь была приписана к Благовещенскому Нижегородскому монастырю. В ней находилась деревянная церковь и пять келий. В 1764 г. пустынь была упразднена, церковь перенесли в село, где вместо нее (в начале XIX в.) построили новую, каменную);

Лукояновский Тихоновский (женский, в Лукоянове; основан в 1887 г. как община, с 1896 г. монастырь, закрыт в 1928 г.);

Спасская Троицкая община (женская, в селе Спасском современного Спасского р-на; основана в 1888 г., закрыта в 1922 г.); Община имела подворье в Нижнем Новгороде; 

Спасская Азрапинская община (женская, близ села Азрапино современного Починковского р-на, учреждена в 1905 г., закрыта после 1917 г.).

В рабочем поселке Шатки действует храм во имя Живоначальной Троицы, в освящении которого 12 мая 1787 года принимал участие насельник Саровской пустыни иеродиакон Серафим (Машнин) в настоящее время известный всему миру как преподобный Серафим, Саровский чудотворец.

Несколько лет у князя Григория Александровича Грузинского в селе Лысково до весны 1824 года проживал находящийся на покое Каталикос-Патриарх Грузии Антоний II. В июле 2011 года Католикос – Патриарх Грузии Антоний II канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви, память — 21 декабря.

Село Большое Болдино со времен правления Иоанна Грозного около четырёх веков принадлежало семейству величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В Большом Болдино в настоящее время действует храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный дедом поэта. В письмах Александра Сергеевича Пушкина есть упоминание, что он посещал этот храм.

C 1846-1847 годов до 1917 года в Княгинине, Макарьеве, Лукоянове, Сергаче и Василе действовали попечительные о тюрьмах комитеты. Комитеты заботились не только о материальном и медицинском обеспечении арестантов и осужденных, но и занимались их духовным просвещением и образованием. Попечительные о тюрьмах комитеты обустраивали при исправительных учреждениях часовни и храмы, создавали библиотеки православной литературы, изыскивали средства на содержание постоянных тюремных священников. В Нижегородском губернском попечительном о тюрьмах комитете одним из постоянных директоров состоял новомученник  Алексей Борисович Нейдгардт.

С мая 1878 года до 1917 года в Нижегородской епархии действовал «Комитет Православного миссионерского общества», имевший отделения во всех благочиниях Нижегородской епархии (включая территории современной Лысковской епархии). Целью комитета было распространение православия среди инородцев Российской империи. С этой целью «Комитет Православного миссионерского общества» проводил сборы пожертвований с целью организации миссии в среде инородцев Сибири и Азии. Так же собранные пожертвования шли на финансирование переводческой комиссии при братстве Св. Гурия в Казани, работавшей над переводом священных, богослужебных, духовно-нравственных книг на инородческие языки.

С 1890 года при Нижегородском Комитете «Комитете Православного миссионерского общества» стало действовать «Отделение для миссионерской деятельности в пределах Нижегородской епархии», цель которого была в распространение православной веры и духовном просвещение татар Нижегородской губернии. Это отделение организовывало поездки миссионеров по местностям Нижегородской епархии (включая территории современной Лысковской епархии), населенными татарами-магометанами. Известно так же, что в деревне Полянка Васильсурского уезда (ныне республика Чувашия) на средства отделения 20 августа 1897 года была открыта церковно-приходская школа с миссионерским уклоном, в которую принимались татарские дети. (Дополнительная информация)

С1869 года до 1917 года в Нижегородской губернии действовали православные братства, которые организовывали вне богослужебную церковную деятельность верующих при отдельном приходе, либо в рамках населенного пункта или при епархиальной структуре. Известно, что на современной территории Лысковской епархии действовали следующие православные братства: братство «Кирилла и Мефодия» в городе Княгинин с 1887 г., братство «Макария Желтоводского» в Лысково с 1891 г., братство «Покрова Пресвятой Богородицы» в селе Большое Мурашкино с 1887 г.. Главной задачей братств была в организации образования и просвещения населения, через открытие частных школ. Так при братстве «Кирилла и Мефодия» в городе Княгинин действовала частная школа. (Дополнительная информация)    

С 1875 года до 1917 года на территории современной Лысковской епархии активно действовало епархиальное братство «Святого Креста», которое специализировалось на миссии в среде старообрядцев. Братство «Святого Креста» имело отделения в селах Большое Мурашкино, Лысково, Воротынец. С территории современной Лысковской епархии вышло немало миссионеров, опыт которых изучался по всей Российской империи. (Дополнительная информация)

В крае с многочисленным старообрядческим населением действовали единоверческие приходы. До 1918 г. на территории Лысковской и Лукояновской епархии их было 7: в селах Ахпаевка и Сомовка (современного Воротынского р-на), Спасское (административный центр современного Спасского р-на), Большое Мурашкино (ныне поселок) и Малое Мурашкино (современного Большемурашкинского р-на), Ужово (современного Починковского р-на) и Исады (современного Лысковского р-на). В 20–30-х гг. XX в. эти и другие приходы Нижегородской (Горьковской) епархии подчинялись единоверческим Керженским епископам викариям Нижегородским. Покровский храм в Малом Мурашкине в настоящее время является единственным единоверческим приходом епархии.

На территории Лысковской и Лукояновской епархии действовали Лысковское (1849–1918 гг.) и Починковское (1867–1918 гг.)(Дополнительная информация) духовные училища. Среди выпускников Лысковского духовного училища единоверческий Уфимский епископ сщмч. Симон (Шлеёв) и богослов протоиерей Н. М. Боголюбов; смотрителями училища в нач. XX в. служили иеромонах Алексий (Кузнецов; впосл. архиепископ) и иеромонах Кирилл (Соколов; впосл. епископ). Починковское духовное училище окончил эрзянский лингвист и педагог А. П. Рябов (1894–1938 гг.).

В период с 1920 по 1950 гг. на территории Лысковской и Лукояновской епархии существовали следущие викариатства Нижегородской епархии: Лукояновское викариатство (1919–1929 гг.), Васильсурское викариатство (1920–1922 гг.), Сергачское викариатство (1922–1937 гг.) и Лысковское викариатство (1923–1931 гг., 1943–1950 гг.; в 1923–1924 гг.  именовалось Макарьевским) Нижегородской (Горьковской) епархии.  Часть территорий Вадского, Княгининского, Больше Мурашкинского, Бутурлинского районов в 1920–1929 гг. относилась к Арзамасскому викариатству Нижегородской епархии. В числе епископов выше указанных викариатств    священномученик Александр (Щукин) , духовный писатель епископ Варнава (Беляев)

С канонической территорией Лысковской епархии связана жизнь более сорока святых: от князя Владимирского Георгия Всеволодовича  до  новомучеников советского времени.  

В советский период почти все храмы на территории Лысковской и Лукояновской епархии были закрыты. На 1988 год в районах Лысковской епархии действовало порядка 20 храмов из около тысячи существовавших ранее (количество храмов уточняется).

15 марта 2012 г., в первый день весенне-летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение о создании Нижегородской митрополии, в состав которой входят Нижегородская, Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии. Главой митрополии был избран архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), который 18 марта 2012 г. был возведен в сан митрополита. Епископом Выксунским и Павловским был избран клирик Нижегородской епархии игумен Варнава (Баранов), епископом Городецким и Ветлужским — также клирик Нижегородской епархии игумен Августин (Анисимов). Лысковская кафедра осталась под временным управлением митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия до благоусмотрения Священного Синода.

2 октября 2013 г. Священный Синод вернулся к рассмотрению вопроса о назначении главы Лысковской епархии и постановил избрать епископом Лысковским и Лукояновским архимандрита Силуана (Глазкина), настоятеля Троице-Сергиева Варницкого монастыря г. Ростова Великого Ярославской области.

1 ноября 2013 г. в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке архимандрит Силуан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был наречен во епископа Лысковского и Лукояновского.

17 ноября 2013 г. в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда сонм архиереев во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершил хиротонию архимандрита Силуана во епископа.

22 ноября 2013 г. епископ Лысковский и Лукояновский Силуан прибыл на место определенного ему служения и вместе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершил Божественную литургию в первом кафедральном городе Лысково.

В настоящее время епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершает ежемесячные архипастырские визиты на приходы епархии. Особое внимание клириков Лысковской епархии епископ Силуан обращет на работу с молодёжью. Так же епископ Силуан проводит встречи с главами районов, сотрудниками администраций, педагогами и врачами.

Современное положение Лысковской и Лукояновской епархии требует значительных сил на сохранение и возрождение церковно-приходской жизни. Необходимы священнослужители и люди, искренне желающие посвятить свою жизнь служению на ниве христианского просвещения.