История

 

1-icon

Время появления христиан на территории Лысковской и Лукояновской епархии современной исторической науке не известно. Однако можно обоснованно считать, что основание города Нижнего Новгорода святым благоверным князем Владимирским Георгием Всеволодовичем в 1221 году положило начало заселению этих земель православными русскими переселенцами и, соответственно, христианизации местного населения. Основанию Нижнего Новгорода предшествовала победа Владимирского князя Георгия Всеволодовича в войне с Волжской Булгарией. Результатом этой победы стал отказ со стороны Волжской Булгарии от притязаний на земли междуречья Оки и Волги на длительный срок, что позволило укрепиться здесь христианству и инфраструктуре русского государства. Это, в свою очередь, обусловило то, что «низовские» земли остались за Владимирским княжеством даже после опустошительного набега Батыя в 1236-1238 годах и гибели самого князя Георгия Всеволодовича.

Длительное время контроль над некоторыми территориями современной Лысковской епархии оспаривался между Русским государством и Казанским ханством. С основания Нижнего Новгорода в 1221 году до середины 16 века по территориям Лысковской епархии проходила граница Русского государства. На территории Лысковской епархии произошёл ряд битв: в 1411 у села Лысково, битвы на реке Пьяне в 1367 и 1377 годах. В битве на реке Пьяни в 1377 году предположительно принимал участие преподобный Андрей Радонежский Ослябя, который на тот момент был профессиональным военным и командовал “московской тысячей”.

Окончательно территории современной Лысковской и Лукояновской епархии вошли в состав Московского государства в 1552 году когда русский царь Иван IV захватил Казань и присоединил земли казанского ханства к Русскому царству.

Территория Лысковской и Лукояновской епархии поочередно входила в Суздальскую епархию (1-я четв. XIII — кон. XIV в.: Владимирскую, Суздальскую и Нижегородскую (с 1274 г.) , Суздальскую, Нижегородскую и Городецкую (с 1374 г.)); митрополичью область (кон. XIV в.— 1589); в патриаршую область (1589–1672 гг.); с 1672 года в Нижегородскую (в 1932–1990 гг.  именовалась Горьковской) епархию.

Земли современных Сеченовского и большей части Пильнинского районов относились к Казанской (1555–1832 гг.) и Симбирской (1832 — 20-е гг. XX в.) епархиям.

С территорией епархии связаны жизнь и служение святых и церковных деятелей: преподобного Макария Желтоводского, Рязанского митрополита Илариона, патриарха Никона, Суздальского митрополита святителя Илариона, преподобного Серафима Саровского, праведного Алексия Бортсурманского, архиепископа Иова (Кресовича), архимандрита преподобного Антония (Медведева) Радонежского, архиепископа священномученика Александра (Щукина), священников священномучеников Александра Крылова, Александра Курмышского, Алексия Молчанова, Валентина Никольского, Иоанна Флёрова, Михаила Адамонтова, Павла Борисоглебского, диаконов священномучеников Вениамина Владимирского и Иоанна Мошкова, мучениц Анисии Маслановой и Елисаветы Сидоровой, мученика Николая Филиппова и др.

В рабочем поселке Шатки действует храм во имя Живоначальной Троицы, в освящении которого 12 мая 1787 года принимал участие насельник Саровской пустыни иеродиакон Серафим (Машнин) в настоящее время известный всему миру как преподобный Серафим, Саровский чудотворец.

В разное время на территории Лысковской и Лукояновской епархии существовали монастыри:

Макариев Желтоводский Троицкий (женский, в поселке Макарьево Лысковского р-на; основан около 1434 г. как мужской, в 1439 г. разорен татарами и запустел, возобновлен в 1-й трети XVII в., упразднен в 1868 г., возобновлен как женская обитель в 1882 г., со следующего года монастырь, закрыт в 1927 г., вновь возобновлен в 1991 г.); С информацией о современном состоянии обители можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Троицкий Сакминский (мужской, близ погоста Сакма (ныне у села Юрьева Гагинского р-на), на правом берегу реки Пьяны; по преданию, основан Иоанном IV Васильевичем во время его похода на Казань; после 1645 г.  не упоминается);

Никольский Сакминский (женский, в погосте Сакма, на левом берегу реки Пьяны; основан одновременно с предыдущим, после 1740 г.  не упоминается);

Исадская Спасская Архидиаконская пустынь (мужская, в селе Исады современного Лысковского района; упом. в 1577 г., в 1686 г.  приписана к Макариеву Желтоводскому монастырю);

Рождество-Богородицкий (мужской, в современном селе Курмыш Пильнинского района; впервые упоминается в 1584 г., в 1657 г. приписан к Патриаршему дому, в 1680 г. — к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня мужскому монастырю, в 1764 г. упразднен);

Архангельский Княгининский (женский, в современном городе Княгинино; основан во 2-й пол. XVI в., упразднен в 1764 г.);

Троицкий (женский, в современном селе Курмыш; основан не позднее XVI в., упразднен в 1764 г.);

Казанский Богородицкий (мужской, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., в 1724 г. упразднен, в 1728 г. возобновлен, в 1764 г. вновь упразднен);

Богородице-Рождественский (женский, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764 г.);

Спасо-Преображенский Мурашкинский (мужской, в современном поселке Большое Мурашкино; основан не позднее 20-х гг. в XVII в., упразднен в 1764 г.),

Маровской Крестовоздвиженский (женский, в поселке Красные Мары Спасского р-на; основан в 1632 г. как мужская пустынь, в 1721 г. приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской пустыни, упразднен в 1764 г., возобновлен в 1901 г. как женская община, закрыт в 1927 г., в 2009 г. началось восстановление при помощи Нижегородского Воздвижения Креста Господня женского монастыря, в 2015 г. приход на территории бывшего монастыря получил статус архиерейского подворья); С информацией о современном состоянии обители можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Троицкий Мурашкинский (женский, в современном поселке Большое Мурашкино, основан в 30-х гг. XVII в., упразднен в 1764 г.);

Преображенская пустынь (мужская, у оврага Старцев Угол близ современной деревни Булдаково Сеченовского р-на, на границе с Мордовией; основана в середине XVII в., упразднена в 1764 г.);

Зеленогорский Спасский (в современном селе Зелёные Горы Вадского р-на; основан в середине XVII в. как мужской, упразднен в 1764 г., возобновлен в 1-й четв. XIX в. как женская община, официально утвержденная в 1842 г. и преобразованная в монастырьрь в 1893 г., закрыт в 1929 г.);

Троицкий Васильегорский Хмелевский (мужской, в слободе Хмелевка (близ современного поселка Васильсурск Воротынского р-на); основан в XVII в., упразднен в 1764 г.);

Троицкий Княгининский (мужской, в Княгинине; основан не позднее 80-х гг. XVII в., упразднен в 1764 г.);

Дерновская Спасская пустынь (мужская, близ села Бармино Лысковского района; основана не позднее XVII в., когда была приписана к нижегородскому в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю, упразднена в 1764 г.);

Серафимо-Понетаевский (женский, в селе Понетаевка современного Шатковского р-на; основан как община в 1864 г., монастырьрь с 1869 г., закрыт в 1925 г., в наст. время в одном из корпусов расположен скит Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря);

Ягодинский Введенский (женский, близ села Ягодное современного Перевозского р-на; основан как община в 1864 г., монастырь с 1882 г., закрыт в 20-х гг. XX в.); Монастырь имел подворья в Нижнем Новгороде и Санкт Петербурге.

Медянский Покровский (женский, близ села Медяна современного Пильнинского р-на; основан как община в 1877 г., монастырь с 1897 г., закрыт в 1921 г.);

Лукояновский Тихоновский (женский, в Лукоянове; основан в 1887 г. как община, с 1896 г. монастырь, закрыт в 1928 г.);

Спасская Троицкая община (женская, в селе Спасском современного Спасского р-на; основана в 1888 г., закрыта в 1922 г.); Община имела подворье в Нижнем Новгороде.

Спасская Азрапинская община (женская, близ села Азрапино современного Починковского р-на, учреждена в 1905 г., закрыта после 1917 г.).

C 1846-1847 годов до 1917 года в Княгинине, Макарьеве, Лукоянове, Сергаче и Василе действовали попечительные о тюрьмах комитеты. Комитеты заботились не только о материальном и медицинском обеспечении арестантов и осужденных, но и занимались их духовным просвещением и образованием. Попечительные о тюрьмах комитеты обустраивали при исправительных учреждениях часовни и храмы, создавали библиотеки православной литературы, изыскивали средства на содержание постоянных тюремных священников. В Нижегородском губернском попечительном о тюрьмах комитете одним из постоянных директоров состоял новомученник  Алексей Борисович Нейдгардт.

В период с 1920 по 1950 гг. на территории Лысковской и Лукояновской епархии существовали следущие викариатства Нижегородской епархии: Лукояновское викариатство (1919–1929 гг.), Васильсурское викариатство (1920–1922 гг.), Сергачское викариатство (1922–1937 гг.) и Лысковское викариатство (1923–1931 гг., 1943–1950 гг.; в 1923–1924 гг.  именовалось Макарьевским) Нижегородской (Горьковской) епархии.  Часть территорий Вадского, Княгининского, Больше Мурашкинского, Бутурлинского районов в 1920–1929 гг. относилась к Арзамасскому викариатству Нижегородской епархии.

В крае с многочисленным старообрядческим населением действовали единоверческие приходы. До 1918 г. на территории Лысковской и Лукояновской епархии их было 7: в селах Ахпаевка и Сомовка (современного Воротынского р-на), Спасское (административный центр современного Спасского р-на), Большое Мурашкино (ныне поселок) и Малое Мурашкино (современного Большемурашкинского р-на), Ужово (современного Починковского р-на) и Исады (современного Лысковского р-на). В 20–30-х гг. XX в. эти и другие приходы Нижегородской (Горьковской) епархии подчинялись единоверческим Керженским епископам викариям Нижегородским. Покровский храм в Малом Мурашкине в настоящее время является единственным единоверческим приходом епархии.

На территории Лысковской и Лукояновской епархии действовали Лысковское (1849–1918 гг.) и Починковское (1867–1918 гг.) духовные училища. Среди выпускников Лысковского духовного училища единоверческий Уфимский епископ сщмч. Симон (Шлеёв) и богослов прот. Н. М. Боголюбов; смотрителями училища в нач. XX в. служили иеромонах Алексий (Кузнецов; впосл. архиепископ) и иеромонах Кирилл (Соколов; впосл. епископ). Починковское духовное училище окончил эрзянский лингвист и педагог А. П. Рябов (1894–1938 гг.).

15 марта 2012 г., в первый день весенне-летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение о создании Нижегородской митрополии, в состав которой входят Нижегородская, Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии. Главой митрополии был избран архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), который 18 марта 2012 г. был возведен в сан митрополита. Епископом Выксунским и Павловским был избран клирик Нижегородской епархии игумен Варнава (Баранов), епископом Городецким и Ветлужским — также клирик Нижегородской епархии игумен Августин (Анисимов). Лысковская кафедра осталась под временным управлением митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия до благоусмотрения Священного Синода.

2 октября 2013 г. Священный Синод вернулся к рассмотрению вопроса о назначении главы Лысковской епархии и постановил избрать епископом Лысковским и Лукояновским архимандрита Силуана (Глазкина), настоятеля Троице-Сергиева Варницкого монастыря г. Ростова Великого Ярославской области.

1 ноября 2013 г. в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке архимандрит Силуан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был наречен во епископа Лысковского и Лукояновского.

17 ноября 2013 г. в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда сонм архиереев во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершил хиротонию архимандрита Силуана во епископа.

22 ноября 2013 г. епископ Лысковский и Лукояновский Силуан прибыл на место определенного ему служения и вместе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершил Божественную литургию в первом кафедральном городе Лысково.

В настоящее время епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершает ежемесячные архипастырские визиты на приходы епархии. Особое внимание клириков Лысковской епархии епископ Силуан обращет на работу с молодёжью. Так же епископ Силуан проводит встречи с главами районов, сотрудниками администраций, педагогами и врачами.

Современное положение Лысковской и Лукояновской епархии требует значительных сил на сохранение и возрождение церковно-приходской жизни. Необходимы священнослужители и люди, искренне желающие посвятить свою жизнь служению на ниве христианского просвещения.